МОЛОДОМУ  УЧИТЕЛЮ...

Алгоритм подготовки к уроку

Урок начинается не со звонка, а с подготовки к уроку.

Для эффективности проведения урока необходимо определить и сформулировать тему урока, определить место данного урока в системе уроков, определить и сформулировать цели деятельности учителя и учащихся

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка

4. Выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке.

5. Формулирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

7. Нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

9. Подбор дидактических средств урока (кинофильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

10. Проверка оборудования и технических средств обучения.

11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

12. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.

13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения в систематизации знаний.

14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16. Планирование внеклассной работы по данной теме.

17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

 

Методические основы урока

Методы обучения— это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения образовательных задач.

Приём — это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи.

Система методов (приёмов)— это не простой их набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приёмов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приёмами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

Классификация методов— это подразделение их на том или ином основании на конкретные группы, а также подгруппы.

Классификационные признаки группировки методов:

— источник знаний;

— характер познавательной деятельности ученика;

— руководящая роль учителя;

— степень активности ученика;

—возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности школьника;

—условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Метод как способ учебной работы:

— догматический — приобретение знаний в готовом виде;

—эвристический — усвоение знаний и умений путём рассуждении, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании);

—исследовательский — добывание знаний и умений путём проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путём самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы.

Последние два подхода наиболее свойственны развивающему типу обучения.

Характеристика отдельных групп методов:

1) объяснительно-иллюстративные (объяснительно-рецептивные) методы отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её. При необходимости воспроизводят полученные знания;

2) репродуктивные методы способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;

3) методы проблемного обучения:

— проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути её решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления;

— частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;

— исследовательские методы- способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем. Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении;

4) методы организации учебно-познавательной деятельности:

— словесные, наглядные, практические;

— аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;

— репродуктивные, проблемно-поисковые;

— методы самостоятельной работы и работы под руководством;

5) методы стимулирования и мотивации:

— методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

— методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);

6) методы контроля и самоконтроля:

— устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

— письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачёты, программированный контроль, письменный самоконтроль);

— методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль);

7) методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

— классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков);

— определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т. п.);

— различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);

— деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная);

8) методы программированного обучения — особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является с точки зрения задач умственного развития учащихся — жёсткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством.

Многообразие методов:

1) словесные методы:

— объяснение — это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т. е. раскрывается логическая природа того или иного явления (прямое, непрямое, инструктивное);

— рассказ — это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);

— работа с печатным словом (книгой) — это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

— изложение — это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются, сообщаются, предлагаются обобщённые научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

— повествование — это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме или в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

— описание — вид изложения, в котором даётся последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

— рассуждение — вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

— проблемное изложение — это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем; — беседа — форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалоговом методе учения. Её основные признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются частные вопросы; после решения каждого вопроса задачи следует заключение учителя, подытоживающее результаты работы;

2) наблюдение — это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков;

3) опыты — это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения;

4) практические методы учения — это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ);

5) упражнения — это планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования.

Методы обучения являются инструментом развития учащихся если:

— способствуют вооружению школьников прочными знаниями, умениями, навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации;

— формируют у учащихся потребность в новом знании;

— направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;

— ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;

— обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности;

— содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания;

— создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика.

Методы обучения на уроке должны соответствовать:

— задачам урока;

— характеру и содержанию учебного материала;

— уровню знаний, умений и навыков учащихся;

— материальному обеспечению урока;

— личным качеством учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства;

— индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;

— бюджету времени.

 Типология уроков

Тип урока— понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов. В зависимости от дидактических целей выделяют следующие типы уроков.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1 — организация начала урока;

2 — проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3 — подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

4 — изучение нового материала, в том числе и объяснение;

5 — закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

6 — обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7 — подведение итогов и результатов урока;

8 — задание на дом;

9 — подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура урока изучения нового материала:

1 — первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

2 — указание на то, что учащиеся должны запомнить;

3 — мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

4 — сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

5 — первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

6 — контроль результатов первичного запоминания;

7 — регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

8 — внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

9 — частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:

1 — сообщение учащимися цели предстоящей работы;

2 — воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3 — выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

4 — проверка выполненных работ;

5 — обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

6 — задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

1 — сообщение темы, цели и задач урока;

2 — показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;

3 — проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;

4 — проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;

5 — проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;

6 — применение учащимися знаний, практические задания;

7 — выполнение комплексных творческих работ;

8 — итоги урока;

9 — домашнее задание.

Структура урока обобщения и систематизации знаний:

1 — сообщение темы, цели и задач урока;

2 — повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;

3 — повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;

4 — повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура урока проверки знаний:

1 — организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

2 — постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;

3 — изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

4 — подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

5 — определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

Структура урока формирования умений и навыков:

1 — постановка цели урока,

2 — повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,

3 — проведение проверочных упражнений,

4 — ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,

5 — упражнения на их освоение,

6 — упражнения на их закрепление,

7 — тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму, инструкции,

8 — упражнения на перенос в сходную ситуацию,

9 — упражнения творческого характера,

10 — итог урока,

11 — задание на дом.

 Форма урока

Форма урока— это понятие, отражающее основной способ подачи материала, метод. Все формы урока делятся на традиционные, нетрадиционные и комбинированные.
Традиционный— проверка домашнего задания, объяснение новой темы, закрепление.

Комбинированный— с элементами самостоятельной работы, лекцией, проблемно-поисковой деятельностью

Нетрадиционные формы:

Урок фантазирования

Урок-соревнование

Урок открытых мыслей

Урок-турнир

Урок-диспут

Урок-эврика

Урок-зачет

Урок творчества

Урок спектакль

Урок-конкурс

Урок-конференция

Интегрированный урок

Урок-игра

Урок-сказка

Урок взаимного обучения

Урок-КВН

Урок-путешествие

Аукцион знаний

Мультимедиа-урок

Урок-исследование

Урок-ролевая игра

Круглый стол

Урок-диалог

Лекция-диалог

Лекция-консультация

 Каким должен быть современный урок?

— Направлен на работу самих учеников

— Преобладает самостоятельная деятельность учащихся, учитель направляет и помогает ученикам

— С учетом особенностей современных учащихся и технологий

— Содержательный

Обсуждение:

Современный урок— это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Идея современного урока сформировалась в результате длительного развития отечественной теории обучения и воспитания. Такой идеей является представление о единстве обучения, воспитания и развития. Она является исходной идеей построения любого урока, независимо от его предметной принадлежности. Цель урока вытекает из общих целей воспитания личности в обществе и тех задач, которые оно ставит на каждом этапе своего развития перед школой. Общая функция урока — целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Что такое современный урок и чем он отличается от традиционного? Многие считают современным лишь тот урок, на котором используются компьютеры, видеотехника и т. п. Но значительная часть педагогов утверждает, что и при наличии самых современных технических средств обучения урок может оказаться традиционным и не отвечающим главному требованию.

Важные особенности современного урока

— определение учащимися целей и задач собственной учебно-познавательной деятельности;

— понимание и принятие цели урока учащимися;

установление межпредметных связей, связей содержания образования с личным опытом и интересами детей, их возрастными особенностями;

— создание доброжелательной атмосферы, основанной на доверии и уважении к учащимся, знании их интересов, потребностей и возможностей;

— формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности, который обеспечивается осознанием значимости учебного материала;

— обучение учащихся таким способам учебной работы, владение которыми дает шанс учиться успешно, что создает основу для их психологического комфорта;

— развитие у учащихся самостоятельной познавательной деятельности и умения принимать решения, приобретать знания и осваивать способы работы с информацией;

— дифференцированное групповое обучение с проблемными заданиями, различные виды самостоятельной работы;

— усиление положительной внутренней мотивации, развитие процессов понимания посредством использования различных способов объяснения, стимулирования познавательной работы, используя различные оценочные действия:

— текущий и итоговый контроль и оценка индивидуальной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности;

— участие учащихся в оценке процесса и результатов учебно-познавательной деятельности;

— использование данных оценки эффективности урока для постановки перспективных целей, определение содержания и объема домашнего задания.

Какие требования должны предъявляться к современному уроку?

— рождение любого урока начинается с осознания целей. В противном случае урок будет аморфным, случайным

— определение наиболее оптимального типа урока для достижения целей, определение где и какими средствами планируется выполнение поставленных целей

— Выбор адекватных изучаемому содержанию методов и средств обучения, позволяющих так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты будут достигнуты на уроке.

— Выбор таких форм обучения, которые будут способствовать развитию интереса учащихся к обучению в целом и к предмету в частности.

— Объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке должна опираться на достижение планируемого результата обучения, о котором ученикам сообщается в начале урока.

— Доброжелательная атмосфера, деловая, обеспечивающая творческое сотрудничество на уровне «ученик-ученик», «учитель-ученик»

Сравнение традиционного урока и современного.

Сравнение

Традиционный урок

Современный урок

Цель

Цель связана только с усвоением новых знаний

Мотивация учения:

цель — мотив — деятельность — результат Четкая целенаправленность урока на формирование качеств личности. Освоение учебной деятельности и саморазвития через принципы учебной деятельности.

Содержание

Подробное изложение материала, и разнообразие информации

Выделение главного (генерализация материала). Многократная вариативная проработка главного.

Средства обучения

Максимальное количество разнообразных средств на уроке

Учебный комплекс — минимум необходимого в сочетании

Методы обучения

— сообщение готовых знаний

— заучивание материала

— ориентация на среднего ученика

— слабая обратная связь

— контроль

— организация познавательной деятельности учащихся

— осмысление материала

— дифференцированный подход

— оперативная обратная связь

— само- и взаимоконтроль

Формы организации обучения

Четкое разграничение этапов урока (проверка знаний, изложение материала, закрепление, задание на дом), форм обучения, преимущественно индивидуальная и фронтальная работа

— гибридные формы

— взаимное проникновение этапов урока

— групповая или коллективная работа учащихся

— усвоение 80-90% учебного материала на уроке за счет его многократной и вариативной проработки

Домашнее задание

Громоздкое домашнее задание: основная тяжесть переработки материала дома

Может не быть

Необходимо помнить что:

— Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

— Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

— Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, строгое соблюдение педагогического такта;

— Учебная деятельность на уроке должна быть управляемой — большую часть урока активно работают сами учащиеся;

— Здоровьесбережение в организации урока не менее важно, чем его результат;

 

 

 Проектирование целей урока

«Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».Н.Г. Чернышевский

Обсуждение:

Как, по-вашему, эти слова Н.Г. Чернышевского связаны с уроком?

Триединая цель урока:

— Образовательная;

— Развивающая;

— Воспитывающая;

Цель урока должна удовлетворять основным дидактическим принципам (посильность, доступность, систематичность, последовательность, научность, обеспечение развития учащихся и др.) и требованиям учебной программы. Для этого при анализе учебного материала необходимо выделять существенное, главное.

Формулирование цели урока требует изучения, анализа межпредметных связей с целью устранения дублирования материала и экономии времени для углубления знаний и совершенствования умений. При планировании урока необходимо соблюдать правомерность постановки определенной цели в цикле или блоке уроков (если она ставится самостоятельно) и следить за ее достижением на различных уровнях (этапах) урока:

— формирование знаний на уровне первичных представлений (ознакомление);

— на уровне понимания (когда учащийся сможет повторить, пересказать своими словами, найти на схеме, чертеже, рисунке) и запоминания;

— на уровне применения знаний по образцу или в сходной ситуации, когда учащийся сможет выполнить типовые задания в соответствии с требованиями программы;

— на уровне творческого применения знаний, т. е. в новой незнакомой ситуации, в условиях «переноса».

Образовательная предусматривает:

— Обеспечить и проконтролировать степень усвоения следственных понятий, входящих в содержательные темы урока;

— Сформировать (продолжать формировать) какие-то понятия;

— Закрепить умения, навыки учебной работы (сочинения, ответы, работа с книгой, справочной литературой, решение задач, навыки письма, чтения)

— Какие основные факты, общие понятия, выводы и причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;

— Какие знания учащихся закрепляются и углубляются, в чем это выражается;

— Какие умения, идеи, теории, представления формируются;

Развивающая:

— Задачи развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов;

— Задачи развития умения выделить в ходе урока главное, существенное (составление схем-конспектов, планов изученного, контрольных вопросов по теме, формирование уме7ния сравнивать, обобщать)

— Обеспечение в ходе урока развития у школьников самостоятельности;

— Развитие речи учащихся, умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, создание эмоциональных переживаний;

— Развитие мышления, памяти, эмоций, интересов и способностей;

Постановка развивающей цели урока предполагает развитие у учащихся интереса к предмету, к конкретной деятельности на уроке; самостоятельности в выборе способа, режима, условий и организации работы; способностей учащихся, помогающих установить причины недостатков в своей деятельности.

Воспитательная:

— Содействие в ходе урока формированию мировоззренческих идей (материальность мира, , причинно-следственные связи), познавательность мира, разоблачению ложных юношеских взглядов на различные явления;

— Ознакомление с общественно-политическими событиями, содействие формированию здорового образа жизни;

— Трудовое, эстетическое, духовно-нравственное, экологическое воспитание, профориентация, формирование патриотизма, коллективизма, навыков межличностного общения, культуры умственного труда;

Постановка воспитательной цели урока должна осуществляться в рамках целостного подхода к процессу становления личности и охватывать все основные направления воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, эстетическое, физическое, т. е. в зависимости от учебного предмета. История формирует историческое мышление, любовь к Родине; математика — логику; черчение — аккуратность, терпение. Конечно же, задачи каждой из учебных дисциплин не исчерпываются тем, что перечислено. Только хорошо изучив цели, задачи и содержание преподаваемого предмета, можно понять, что и как воспитывать на своих уроках. Что касается практических занятий, то в их содержании и методике заложены еще большие возможности для формирования нравственных качеств личности, взглядов и убеждений учащихся, так как именно в атмосфере совместного труда формируются такие качества у учащихся, как гордость за хорошо выполненную работу, взаимопомощь, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства и уважение к труду.

Не следует забывать, что основа воспитания в процессе обучения — собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям, с которыми они сталкиваются в процессе обучения.

Воспитательная цель не должна быть формальной. В одних случаях возникает необходимость в качестве цели выделить воспитание дисплинированности, в других — аккуратности, в третьих — настойчивости в учебе, уверенности в своих силах и т. д. Вообще деление целей на воспитательные и развивающие достаточно условно. Ведь ясно, что, развивая интересы, мышление, формируя умение организовать свою деятельность, мы воспитываем личность. Поэтому следует формулировать весь комплекс целей, которые вытекают из содержания учебного материала и той деятельности, которую предстоит выполнить учащимся на уроке. Общая воспитательная цель на уроке — воспитание личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания.

Чтобы достичь указанных целей, необходимо подобрать соответствующие виды работы, формы и методы организации познавательной деятельности учащихся. Комплексное планирование целей или задач урока (обучающих, воспитательных, развивающих) ни в коем случае не означает такого нагромождения на одном занятии, чтобы их невозможно было осуществить за отведенное учебное время. Вот почему из круга задач, вытекающих из содержания темы, педагог должен выбрать наиболее важные. При планировании урока надо стремиться не к механическому обязательному присутствию в плане урока всех его трех целей, а к тому, чтобы они вытекали одна из другой, дополняли друг друга.

 Варианты формулировки целей уроков различных типов:

Тип урока

Примерные формулировки целей

Формирование

новых знаний

Учащиеся должны:

— Иметь представление о…

— Иметь общее понятие о…

— Распознавать …

— Понимать содержание …

— Ориентироваться в причинно-следственных связях…

— Уметь выявлять закономерности…

Формирование

новых умений и навыков

— Уметь применять знания на практике в стандартной ситуации

— Уметь самостоятельно выполнить задание

— Уметь раскрыть способ выполнения задания

Закрепление и

совершенствование знаний

— Знать конкретную информацию….

— Уметь (решить, провести анализ, сформулировать)….

— Уметь воспроизвести полученные знания

Систематизация

и обобщение

учебного материала

— Уметь систематизировать учебный материал

— Уметь делать обобщение

Проверка и оценка знаний

В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень) учащиеся должны:

— Уметь распознавать

— Уметь воспроизводить по образцу

— Уметь воспроизводить по предложенному алгоритму

— Уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию

 Распространенные ошибки формулировки целей урока:

— Отображение учителем своей деятельности или содержания урока, например: познакомить учащихся…, показать…, рассказать учащимся… и т. п.

— Определение учителем порядка деятельности учащихся, например: учащиеся выполняют…, решают.., знакомятся.. и т. п.

— Определение учителем цели урока для себя, а е для учащихся.

— Постановка развивающей цели конкретного урока, а не ряда уроков, связанных одной темой.

Алгоритм анализа целей урока:

Анализируя цели урока, проверяющие определяют:

— Краткость, четкость и простоту формулировки цели;

— Степень осознанности цели учителем;

— Заложен ли в формулировке цели конечный результат, т.е. диагностична ли цель;

— Чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся, особенностями классного коллектива и т.д.;

— Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;

— Реальность достижения цели урока;

— Соотношение цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке;

— Отсутствие разрыва между целью и результатом.

<<<на главную